волна сетевых
стартапов, использующих музыку из аудиотеки социальной сети «В
Контакте», пала жертвой нехватки собственной фантазии и упустила
уникальный шанс.
Путь музыкальных сайтов длинен, многотруден, тернист
и усеян минами-ловушками. В свое время
им прошли все ныне успешные — Pandora, Spotify, Last.fm,
Musicovery. А сколько их собратьев погибло в пути?
До финансового благополучия здесь добирается совсем ерундовая
доля процента, и тому есть причины. Среди них, например,
социальная: рыночная ниша перенасыщена. Чтобы переманить
посетителей, нужно выделиться неординарной идеей
и качественной реализацией. Еще техническая — музыка
штука объемная, один альбом, даже добротно сжатый, тянет
на сотню мегабайт, так что требуется иметь в запасе
каналы связи повышенной толщины, дисковые хранилища
соответствующего размера и мощности.
Ну и как можно забыть причину юридическую. Как только
дело пойдет и получит минимальную известность, следует ждать
гостей с судебными документами
от правообладателей. В этом рыночной нише, короче говоря,
совершенно недостаточно обойтись только интересной идеей
и парой вменяемых программистов. Требуются мощная
поддержка, хорошие деньги и любовь к преодолению
трудностей. Все это лучше запасти с самого начала.
В конце 2007 года, однако, в русскоязычной части
интернета у музыкальных стартапов появилась совершенно
уникальная возможность. Лотерейный билет, какие выпадают
хорошо, если раз в десять лет. Это была лазейка,
позволяющая малой кровью стартовать, и некоторое время, пока
проект не обрастет мясом, постоянными клиентами
и бизнес-моделью, прожить без армии юристов
и мощного дата-центра. Суть заключалась
в том, чтобы начальный период пересидеть за пазухой
у мощного соседа, который небольшой убыли собственных ресурсов
и не заметит.
Musicovery Фото: musicovery.com
Мощный сосед это социальная сеть «В Контакте»,
с 2007-го предлагающая функцию загрузки
аудиофайлов. Ее пользователи, а сейчас это уже
в районе 70 миллионов человек, воспользовались
предложением и поразительно быстро назагружали обширную
коллекцию mp3, скорее всего, самую большую из существующих
во всем Рунете. Есть места с лучшей концентрацией
узкожанровой музыки, кое-где выше шансы найти редкие
записи, но если говорить об общем объеме цифровой музыки,
с ресурсами «В Контакте» могут состязаться только
торренты.
Вся эта музыка хранится на серверах социальной сети,
рассчитанных на чрезвычайно большую нагрузку («В Контакте»
— один из самых посещаемых сайтов Рунета), а потому
доступна всегда и на хорошей скорости, в отличие
от переменчивого торрентового моря, в котором день
на день не приходится. Она также — большая
редкость в наше время — более или менее защищена
от претензий правообладателей, потому что может
рассматриваться как случай добросовестного использования музыки:
некто купил себе законный компакт-диск и сделал
копию для собственного некоммерческого использования. Потом
дал послушать друзьям, чтобы они только разок ознакомились
и тут же вернули обратно. Умелый адвокат,
в общем, выкрутится, и даже не особенно умелый вряд
ли безнадежно испортит дело.
Пользоваться загруженной пользователями музыкой предполагалось
изнутри социальной сети. Но люди с наличием рук
и навыками программирования ограничение обошли, и начали
делать сайты, эксплуатирующие «В Контакте» как огромную бесплатную
аудиотеку, позволяющую добывать и проигрывать (или даже
скачать) практически все, что душе угодно, от Аллы Пугачевой
на букву «А» до Джона Зорна на букву «Z». Это
и была та уникальная возможность: если появляется
новаторская идея в околомузыкальном жанре — используйте
на первых порах этот ресурс, экономьте деньги и время,
занимайтесь более важными для стартапа вещами. Долг потом
вернете.
Что и сделали десятки стартапов, выстроенных
по единому образцу: поисковый сервер, под видом пользователя
«В Контакте» передающий запрос в социальную сеть
и извлекающий оттуда обнаруженные mp3, иногда в виде
ссылки на файл, иногда со встроенным кэшированием,
плеером и возможностью сразу прослушать. Скорость выдачи,
стабильность поиска и размер аудиотеки были впечатляющие,
неудивительно, что услуги начали пользоваться спросом.
Last.fm Фото: Last.fm
Многие наблюдатели, включая ваших преданных слуг, посматривали
в эту сторону с интересом и ждали скорого рождения
интересных музыкальных проектов, уж как минимум наших местных
аналогов Last.fm и Spotify. При наличии под рукой
огромной бесплатной аудиотеки с возможностью искать требуемую
музыку, не существовало технических проблем для реализации
самых дичайших идей. Вплоть до того, чтобы написать все
возможные варианты на бумажках, тянуть жребий и смотреть,
что там выпало. Коллективный диджейский пульт? Игра «угадай
мелодию с двух нот»? Сетевые группы хорового пения? Социальное
караоке? В общем, любую дичайшую идею.
Подведем итоги ожиданий. От ноября 2007-го
прошло два года с лишним. Из первой волны тех стартапов
до сегодня дожили и нормально работают единицы, что
же касается новаторских идей, об этом лучше вообще
не начинать, чтобы не портить настроение. Но раз
уж мы подняли тему, то придется признать — новизны
нет, именно это все и погубило. Паразитировавшие
на социальной сети стартапы не предложили ни одной
действительно хорошей идеи уровня Chatroulette, такой идеи, которая
бы стала событием в интернете, распространилась
по всему миру и сделала команду разработчиков очень
богатыми людьми.
Несмотря на масштаб сети «В Контакте», ее руководству,
совершенно очевидно, нет никакого интереса подкармливать случайных
попутчиков. С самого начала существовали некоторые защитные
меры, затрудняющие внешний поиск и использование
mp3 из аудиотеки, вроде невозможности скачивания файлов
с разных сетевых адресов. Но эти меры были настолько
ленивыми, что их следовало рассматривать как предложение
желающим пользоваться, если уж очень нужно, а потом
приходить с разными любопытными идеями. Просто взять,
через год экспериментов созреть для того, чтобы заявиться
в штаб-квартиру «В Контакте» вместе
с юристами и договориться о взаимовыгодном
сотрудничестве. Вернуть, так сказать, долги.
Вместо этого стартапы продолжали тихо паразитировать, обрастать
рекламой, менять подставных пользователей, из-под
которых велся поиск, шифроваться, но в смысле новаторских
услуг мало что могли предложить. Некоторые ввели функцию
плейлистов, другие подбирали альбомы и снабжали музыку
информацией об исполнителях, третьи экспериментировали
с группированием по жанрам и рекомендациям (взятым
из Last.fm). Все перечисленное уже было с успехом
реализовано раньше, не тянет на настоящую инновацию
и сомнительно, чтобы имело коммерческое будущее.
Prostopleer Фото: Prostopleer.ru
Их — стартапов — за последние пару месяцев закрылось
неожиданно много. Что касается причин закрытия, создатели
говорят о растущем давлении со стороны владельцев
авторских прав на музыку, утомительной необходимости постоянно
обходить защиту или жить с существующими ограничениями
и коммерческую бесперспективность. Но это все только
отговорки. Была бы у них перспектива, обо всем
остальном можно было договориться.
Давать на них ссылки теперь, с учетом тенденции
к закрытию, дело неблагодарное, и тем не менее вот
лучшие из оставшихся. Prostopleer.ru построен вокруг идеи
плейлистов и удачно их реализует. В последнее время
там появились рекомендательные функции, кроме того сайт эстетически
приятен. Mielophone.com сделан в виде отдельного
приложения и требует регистрации на «В Контакте». Он
функционально насыщен, подбирает альбомы (даже с обложками)
и, скорее всего, выживет. До последнего времени работал
добротный аккуратный поисковый сервер и проигрыватель
Vpleer.ru. Сейчас на нем «ведутся работы». Будем
надеяться, еще оживет.