Маркировка шин
1. Размер
Существует два основных способа записи типоразмеров шины.
Метрическая (Европейская) маркировка
например: 265/75 R16
265 – ширина шины в миллиметрах (размер A на рисунке)
75 - это процентное отношение высоты профиля шины к её ширине (в нашем случае 75%). Этот параметр определяет высоту шины при данной ширине шины. Для нашего случая высота профиля составит 265*0,75= 198,75 мм (размер H на рисунке). Обратите внимание, что при увеличении ширины шины, при том же значении профиля, увеличивается и высота шины! Например шина 235/75R15 – это примерно 29" а 235/85R16 это уже 32 дюйма ! Если этой цифры нет на боковине шины (например 195R15С ), то это значение равно 80% и такая шина называется «полнопрофильной»
Остальные параметры совпадают с "американской" маркировкой. R – обозначает радиальную конструкцию, символы LT или С так же могут присутствовать.
Дюймовая (Американская)
например :
31x10,5-15LT 31 - эта цифра обозначает диаметр шины в дюймах (размер D на рисунке)
10,5 – ширина шины опять же в дюймах (размер A на рисунке) "-" этот знак означает что шина имеет диагональную конструкцию. Если бы конструкция шины была бы радиальной, то вместо него использовался бы символ R (Например 33x12,5R15)
15 – это посадочный диаметр шины или наружный диаметр обода в дюймах(размер R на рисунке). Напомним что 1 дюйм=25,4 мм
LT, Light Truck или С (для шин отечественного производства) – означает что шины легкая грузовая. Может быть помещен как в начале так и в конце строки. Это означает что шина рассчитана на повышенную нагрузку и имеет усиленную боковину. Практически все внедорожные шины имеют такую маркировку.
Некоторые внедорожные шины имеют обозначение, где ширина предшествует высоте например: 15/38,5-15. Что бы такая маркировка не сбила вас с толку достаточно понимать что ширина шины не может быть больше высоты.
Как сравнить две шины помеченные столь разными способами? Удобнее всего перевести метрический размер в дюймовый:
С шириной все просто: делим 265 на 25,4 получаем 10,4 – это ширина шины в дюймах
Чтобы посчитать высоту умножаем ширину на 0,75 (высота профиля), затем умножаем на 2 и прибавляем диаметр диска: 10,4*0,75*2+16 = 31,6
Получается что в дюймовых обозначениях размер 265/75R16 это 31.5x10,5R16
Реальный размер шин
Следует помнить что указанный производителем в на покрышке размер может ощутимо отличаться от реального размера шины.
Связанно это с тем что обозначаемые на шиных размеры округляются до 0.5 дюйма.
Например, шины Simex 32x10,5-15 имеют реальный размер больше заявленного почти на дюйм, а например Intreco LTB 34x10,5-15 наоборот меньше заявленного: их размер составляет 33 дюйма с небольшим. Таким образом несмотря на существенное отличие в маркировке реальные размеры этих шин почти совпадают.
2. Направление вращения
Указывается для направленных шин. Может обозначаться символами:
- ROTATION - направление вращения.
- LEFT - шина устанавливается на левую сторону автомобиля. *
- RIGHT - шина устанавливается на правую сторону автомобиля. *
- OUTSIDE или Side Facing Out - внешняя сторона установки. *
- INSIDE или Side Facing Inwards - внутренняя сторона установки. *
* Для шин с асимметричным рисунком протектора.
Направленные шины лучше самоочищаются. Однако при их эксплуатации возникает проблема с запасным колесом, так как не очевидно на какую сторону его бортировать.
3. Информация о максимально допустимом давлении
- MAX LOAD - максимальная нагрузка, кг / английские фунты.
- MAX PRESSURE - максимальное внутреннее давление в шине, КПа.
Не превышайте указанное максимальное давление, даже при бортировке шины. Нарушение этого правила ведет к повреждению шины и служит причиной отказа в обмене по гарантии.
4. Название модели
Например, Super Swamper TSL - Наименование линейки моделей к которой относится это колесо.
5. Информация о корде
- PLIES: TREAD - состав и количество слоев протектора,
- SIDEWALL - состав слоев боковины.
- PLY 3 - количество слоев боковины.
6. Коды производителя
Обозначение стандарта которому соответствует шина:
Буква «Е» с одной или двумя цифрами, обведённая в кружок, указывает, что шина проверена на соответствие европейскому стандарту безопасности - Правилу №30 Европейской экономической комиссии (ЕЭК) ООН. В настоящее время европейским странам дано право проводить испытания и присваивать знак и номер технического контроля для автомобильных шин. Индекс в кружке - условный номер страны, где комиссия повела проверку. Например, Е3 - Италия, Е5 - Швеция. Кроме того, признаны также следующие стандарты:
- DOT - Department of transportation (Министерство транспорта США)
- ETRTO - The European Tyre and Rim Technical Organisation (Объединение европейских производителей шин и дисков, Брюссель)
- ECE - Economic Commission for Europe (Ведомство ООН в Женеве)
- FMVSS - Federal Motor Vehicle Safety Standards (Нормативы Безопасности США)
Если шины сертифицированы по двойному стандарту, то на боковине имеется обозначение Е и DOT. Такое обозначение встречается часто, так как европейские фирмы-производители шин поставляют их в США.
01234 - пятизначный (в некоторых случаях, шестизначный) индекс, означает номер сертификата о положительных результатах проверки качества и какой страной этот сертификат был выдан.
Дата изготовления
2503 -дата изготовления, состоящая из четырех цифр, из которых две первые указывают порядковый номер недели, две последние цифры - год изготовления шины. Ранее, до 2000 г., дата изготовления состояла из трех цифр, из которых две первые указывали порядковый номер недели, последняя - последнюю цифру года изготовления;
7. Индексы нагрузки и скорости
120 - это индекс нагрузки, обозначает что максимальное давление на колесо не должно превышать 1400 кг.
S– это индекс скорости. В данном случае максимальная скорость для шины с этим индексом составит 180 км/ч.
Таблица индексов скорости:
индекс
скорость, км/ч (kph) скорость, миль/ч (mph) B 50 31 C 60 37 D 65 40 E 70 43 F 80 50 G 90 56 J 100 62 K 110 68 L 120 75 M 130 81 N 140 87
индекс скорость, км/ч (kph) скорость, миль/ч (mph) P 150 93 Q 160 100 R 170 106 S 180 113 T 190 118 H 210 130 V 240 150 W 270 168 Y 300 186 ZR 240+ 149+
Таблица индексов нагрузки:
индекс максимальная нагрузка, кг 70 335 71 345 72 355 73 365 74 375 75 387 76 400 77 412 78 426 79 437 80 460 81 462 82 475 83 787 84 500 85 515 85 515 86 530 87 545 88 560 89 580
индекс максимальная нагрузка, кг 90 600 91 615 92 630 93 650 94 670 95 690 96 710 97 730 98 750 99 775 100 800 101 825 102 850 103 875 104 900 105 925 106 950 107 975 108 1000 109 1030 110 1060
индекс максимальная нагрузка, кг 111 1090 113 1150 114 1180 115 1215 116 1250 117 1285 118 1320 119 1360 120 1400 121 1450 122 1500 123 1550 124 1600 125 1650 126 1700 127 1750 128 1800 129 1850 130 1900
8. Конструкция шины
TUBE TYPE - камерная конструкция.
TUBELESS - бескамерная конструкция.
9. Страна происхождения
MADE IN USA - страна производитель.
10. Фирма - производитель
Название фирмы производителя или торговой марки например: "BFGoodrich" или "Yokohama".
11. Указатели предельно допустимого износа шины
Указатель индикатора износа проектора. Может обозначаться символами TWI D. Сам индикатор представляет собой выступ на дне канавки протектора. Когда протектор стирается до уровня этого выступа, шину пора менять.
Дополнительные обозначения, которые могут быть нанесены на покрышку:
Цветовые отметки
Красная точка/Красный треугольник
Указывает на точку максимума отклонения радиальной силы (RFV), самое жесткое место стенки боковины шины. Эта точка должна быть совмещена с отметкой 'L' (т.е. низшей отметкой) на легкосплавном колесе при монтаже.
Белая точка/Белый круг
<В случае с некоторыми шинами первой комплектации, эта белая маркировка указывает на точку минимума отклонения радиальной силы (RFV), самое гибкое место стенки боковины шины. В этом случае, белая маркировка должна быть совмещена с "верхней" отметкой на колесе, или на 180° от отметки 'L'.
Желтая точка /Желтый треугольник
Если нет различимой маркировки 'L', или в случае монтажа на стальные диски, шину следует монтировать так, чтобы желтая маркировка совмещалась с золотником колеса. Эта желтая маркировка обозначает самую легкую точку шины, определенную путем статической балансировки.
Прочие цифро - буквенные обозначения
- TREADWEAR 380 - коэффициент износоустойчивости, определяется по отношению к "базовой шине", для которой он равен 100.
- TRACTION А - коэффициент сцепления, имеет значения А, В, С. Шины с коэффициентом А имеют наибольшую величину сцепления в своем классе.
- TEMPERATURE A - температурный режим, показатель характеризующий способность шины противостоять температурным воздействиям. Он, как и предыдущий подразделяется на три категории А, В и С.
- M+S (грязь и снег), Winter (зима), Rain (дождь), Water или Aqua (вода), All Season North America (все сезоны Северной Америки) и т.п. - шины, предназначенные для эксплуатации в конкретных условиях.
- DA (штамп) - незначительные производственные дефекты не препятствующие нормальной эксплуатации
- A.G.T. - (All Grip Traction) - всесезонная шина.
- B.S.W. - (Black Side Wall) - черные буквы на боковине шины (в обозначении торговой марки шины).
- C.M.S. - (Construction Mining Service) - шины для горно-строительной техники.
- FB - (Flat Base) - шина без защиты обода диска.
- FR - (Flange pRotector) - шина с защитой обода диска.
- H.C.T. - (Heavy Constructor Transport) - шины для тяжелой строительной техники.
- L.C.M. - (Logging/Construction/Mining) - шины для лекной, строительной, горной техники.
- LI - (Load Index) - индекс нагрузки.
- L.P.T. - (Low Platform Trailer) - шины для низкорамных трейлеров и прицепов.
- M.L. - (Mining Logging) - шины для горной и лесной техники.
- ML - (обозначение только у шин для легковых автомобилей) - шины с защитой обода диска,
- N.D. - (Non Directional) - не направленная шина.
- N.H.S. - (Non Highway Service) - не для скоростных дорог.
- O.W.L.- (Outline White Letters) - контурные белые буквы на боковине шины.
- P - (Passanger) - шины для легковых автомашин.
- Feinf. - (Reinforced) - шина с дополнительными слоями корда (усиленной конструкции).
- S.A.G. - (Super All Grip) - шины повышенной проходимости.
- S.L. - (Limited Service) - ограниченное использование.
- SY - (Speed sYmbol) - индекс скорости шины.
- U.G.S. - (Undeground Special) - шины для подземной техники.
- W.S.W. - (White Side Wall) - белая полоса на боковине шины.
- XL - (eXtra Load) - шина с повышенной нагрузкой
Радиальные и диагональные покрышки
Диагональные шины
В шинах с диагональным расположением нитей (называемых диагональными) нити корда в слоях каркаса идут от борта к борту по диагонали. В связи с необходимостью перекрещивания путей в двух смежных слоях каркаса, число слоев должно быть чётным: 2,4,6,8
Такие шины имеют очень прочные боковые стенки. Их сложнее повредить. Из-за этого в условиях жесткого off-road целесообразней применять диагональные шины.
Шины с диагональной конструкцией корда лучше смягчают ударные нагрузки, передаваемые на автомобиль.
Однако, у диагональной шины при изменение нагрузки, при колебаниях во время движения протектор подвергается повышенной деформации («смятию»). В результате чего канавки рисунка сжимаются, а выступы проскальзывают по опорной поверхности. Те есть в процессе езды меняется пятно контакта и на скорости машина хуже управляется.
Рабочее давление у диагональных шин ниже чем радиальных так как боковина у них более жесткая. Если радиальную шину обычно достаточно сдуть до 0.7 атм., то диагональную под тем же автомобилем придется стравливать до 0.3 что увеличит шанс разбортироваться
Радиальные шины
В радиальной шине корд каркаса натянут от одного борта к другому без перехлеста нитей. Направление натяжения нитей явствует из названия. Тонкая мягкая оболочка каркаса по наружной поверхности обтянута гибким брекером - поясом из высокопрочного нерастяжимого корда, как правило, стального. Поэтому к надписи radial (радиальная) на боковинах шин часто добавляют belted (опоясанная) или steel belted (опоясанная сталью). Такое расположение слоев корда снижает напряжение в нитях, что позволяет уменьшить число слоев, придает каркасу эластичность, снижает теплообразование и сопротивление качению
Радиальные шины повышают безопасность эксплуатации автомобилей за счёт:
- улучшения устойчивости и управляемости при движении: пятно контакта не меняется при движении.
- повышенного сцепления на дорогах с сухим и мокрым покрытиями;
Большинство шин с экстремально агрессивным протектором – диагональные, так как эксплуатируются в жестких условиях на низком давлении с малой скоростью.
Шины класса AT (All Terrain) и MT (Mud Terrain) Радиальные, так как допускают возможность каждодневной эксплуатации на дорогах общего пользования.